Модесто Брокос «Искупление Хама», 1895

Национальный музей изобразительных искусств, Рио-де-Жанейро

Работа посвящена популярной расовой теории «отбеливания» бразильского населения в конца XIX века, которое происходило в результате активного расового смешения между европейскими иммигрантами и потомками чернокожих рабов, завезённых из Африки. Картина находится в Национальном Музее изобразительных искусств Рио-де-Жанейро.

Название картины отсылает зрителей к библейскому эпизоду о проклятии Хама за наготу и пьянство, а также и всех его потомков, как сообщается в книге Бытия. Согласно легенде, потомки Хама были чернокожими из Африки, что долгое время оправдывало работорговлю, а также само рабство в Бразилии до 1888 года. После отмены рабства возникла необходимость изобретения новой теории, которая помогла бы бразильским неграм лучше уживаться с их новой, нерабовладельческой реальностью, в которой бедные чёрные и бедные белые иммигранты из Португалии и Италии часто оказывались в одинаковой ситуации, разделяя радости и горести вместе, что привело к быстрому росту нового смешанного класса метисов-парду. Картина, таким образом, стал квинтэссенцией рождения народа Бразилии, смешанного по своей сути.

В своей работе Модесто Бронкос изображает три поколения одной семьи на пороге бедного жилья: бабушка-негритянка, дочь-мулатка, её белый муж и, наконец, их практически белый ребёнок. Старая мать поднимает руки к небу во славу Господа, в знак признательности и благодарности ему за то, что дочь нашла себе белого мужа и родила внешне белого ребёнка, которому теперь будут предоставлены более выгодные перспективы карьерного роста по сравнению с матерью и чернокожей бабушкой, бывшей рабыней. Рождение «отбеленного» внука теперь, вероятнее всего, позволит избавить семью от страдания и плохих воспоминаний о рабстве. Таким образом, потомки Хама (негры) были искуплены.

Поделиться