Питер Пауль Рубенс «Голова Медузы Горгоны», 1618

Музей истории искусств, Вена

Барокко

Изобразив голову мифической Медузы Горгоны, Рубенс добился желаемого – напугал, шокировал, «поразил» своих современников, и нужно признать, сделал это мастерски. Но замысел художника был не так прост, как может показаться.

Сюжет Питер Пауль заимствовал у своего «кумира» и учителя – Караваджо. Окровавленная голова мифического чудовища, с ещё живыми змеями вместо волос, способная и после смерти обращать всё живое в камень, избрана великим Рубенсом как знак предупреждения своим соотечественникам о скрытой угрозе, исходящей от, казалось бы, минувшей опасности.

Картина, вместе с тем, поражает обилием деталей, тщательностью прорисовки предметов, шевелящихся змей и насекомых, как на очень хорошем натюрморте голландских мастеров. Лицо Горгоны искажено гримасой боли, глаза широко открыты от страха перед ужасной смертью, из капель её крови рождаются всё новые гады и расползаются в стороны. Перед нами картина-аллегория, картина-знак, картина-предостережение?

Поделиться