Микеланджело Буонарроти «Голова Фавна»

Скульптура утрачена

История создания этой скульптуры такова: юный Микеланджело был приглашен во дворец Медичи для того, чтобы посмотреть на доставленного туда накануне из Малой Азии Фавна. Дворец представлял собой одновременно жилой дом и государственное учреждение, убежище для художников и ученых, съезжавшихся во Флоренцию, художественную мастерскую и музей, театр и библиотеку; и все тут носило печать строгой, величавой простоты, свойственной вкусам Медичи. Здесь Микеланджело впервые увидел две великие статуи Флоренции — Давида Донателло и Давида Веррокио. Впоследствии весь мир узнает еще одного Давида, совершенно не похожего на первых двух — Давида Микеланджело.

Увидев Фавна, юноша был потрясен и принялся рисовать его. Поняв, что не в силах покинуть Сады, не получив ни разу в свои руки кусок камня, вспомнил, что видел на задворках не такой уж большой кусок чудесного белого мрамора, который прекрасно подходит к тому изваянию, которое ему грезилось: Фавн, подобный древнему Фавну, что был в кабинете Лоренцо, — и, однако, совсем особый, его собственный, Фавн! Три ночи работал Микеланджело. Фавн был закончен — с полными чувственными губами, с вызывающей улыбкой, зубы у него сияют белизной, а кончик языка нахально вытянут.

– Ах, это Фавн из моего кабинета! — воскликнул Лоренцо.
– Да, ты лишил его бороды.
— Мне показалось, что без бороды будет лучше.
– А разве не должен копиист копировать?
— Скульптор не копиист.
– А ученик? Разве он не копиист?
— Нет. Ученик должен создавать нечто новое, исходя из старого.
– А откуда берется новое?
– Оттуда же, откуда берется все искусство. Из души художника.
– Твой Фавн слишком стар.
— Он и должен быть старым.
– Но почему ты оставил у него в целости зубы – все до единого? Все считают, что фавны наполовину козлы. А у козлов выпадают зубы? — Лоренцо рассмеялся.
– Я этого не видал.

Когда Лоренцо ушел Микеланджело принялся переделывать у Фавна рот. Наутро Лоренцо направился прямо к верстаку Микеланджело.

– Твой Фавн, по-моему, постарел за одни сутки лет на двадцать.
— Скульптор — властитель над временем: в его силах прибавить лет своему герою или же убавить, — по-видимому, Лоренцо был доволен. — Видишь, ты срезал у него верхний зуб. И еще два зуба на нижней челюсти с другой стороны.
— Для симметрии.
— Другой бы выбил у него несколько зубов и на том кончил — Ты даже сделал гладкими десны в тех местах, где были зубы.
— Тут все вытекало одно из другого.
— Передай отцу, что завтра я хочу с ним поговорить.

В этом был весь Микеланджело, именно так впоследствии он относился к каждой своей работе. С этой минуты он был принят во дворец.

Получив приглашение посетить дворец Медичи, упрямый отец Микеланджело сразу понял, о чем пойдет речь, и решил не ходить. Все его существо противилось тому, что сын его станет камнерезом. Однако Граначчи уговорил его пойти, напомнив о властном нраве Лоренцо Великолепного, и о том, как опасно ему перечить. На следующий день точно в назначенный час Лодовико встретился с Лоренцо Великолепным, и соглашение было быстро достигнуто. Микеланджело оставался во дворце Медичи, а герцог обязывался обращаться с ним, как с сыном. Лодовико же предложили подыскать себе должность по вкусу, которую Лоренцо обязался ему предоставить.

Поделиться