Сальвадор Дали «Галатея со сферами», 1952

Театр-музей Дали, Фигерас, Испания

Сюрреализм

Накануне холодной войны, Дали разрабатывает теорию «атомарного искусства» опубликованную в этом же году в «Мистическом манифесте». Дали ставит перед собой цель, донести до зрителя идею о постоянстве духовного бытия даже после исчезновения материи («Взрывающаяся голова Рафаэля», 1951). Фрагментированные формы в этой картине, также как и вдругих, написанных в этот период, коренятся в интересе Дали к ядерной физике. Голова похожа на одну из Мадонн Рафаэля — образов классически ясных и спокойных; одновременно она включает в себя купол римского Пантеона с падающим внутрь потоком света. Оба образа хоршо различимы, несмотря на взрыв, разбивающий всю структуру на небольшие фрагменты в форме носорожьего рога.
Эти исследования достигли высшей точки в «Галатее сфер», 1952, где голова Галы состоит из вращающихся сфер.

Дали искал способ изображения чудесного эффекта – оживления неодушевленной статуи. Процесс материализации представлялся художнику так: “нематериальные молекулы”, группируясь в упорядоченную структуру, становились живым человеком. Эта идея воплощена на картине “Галатея из сфер”. Ведь в древнегреческой легенде, Галатея – ожившая статуя, в которую влюбился ее же создатель.

Поделиться