Жан Кузен Старший «Ева, первая Пандора», около 1550

Музей Лувр, Париж

Школа Фонтенбло

Жану Кузену Старшему приписывается лишь несколько живописных работ, хотя есть свидетельства, что он проектировал оборонительные сооружения, ремонтировал часы и отреставрировал статую для кафедрального собора своего родного города Сен на юге Франции. В его картинах сочетались влияния голландской школы, итальянских маньеристов и школы Фонтенбло; в этой удлиненной нагой фигуре (ок. 1550) соединены мотивы античной мифологии и христианства. В мифологии Пандора принесла в мир зло; она идентична Еве и показана здесь держащей библейское яблоко искушения, а череп, на который она опирается, видимо, напоминает о смертности людей. Этот образ — яркое подтверждение об опасностях, исходящих от женщин.

ЧЕРЕП. Монахи и святые пользовались черепами как предметами, способствующими медитации, так как они напоминали о смерти, а в голландские натюрморты черепа включались в качестве memento mori — например, в работе Хармена Стенвейка Аллегория о суетности человеческой жизни (1612). В аллегориях о возрастах человека череп обычно держит старик, тогда как на картине Франса Халса Юноша, держащий череп, (1626-1628) этот предмет символизирует бег времени.

В сценах Распятия также часто встречается череп. Как утверждает легенда, Христос был распят на том самом месте, где был похоронен Адам, а непокрытый череп Адама указывает на то, что Христос принес себя в жертву ради искупления грехов человечества.

Поделиться