Ян Вермеер «Диана со спутницами», 1655–1656 или 1653–1654

Маурицхёйс, Гаага

Барокко

Картина «Диана со спутницами» относится к самому раннему периоду творчества Яна Вермеера. Известно, что в 1653 году он был принят в Гильдию Святого Луки, где на протяжении шести лет продолжал обучение под руководством одного из известных художников того времени. Некоторые исследователи творчества Яна Вермеера указывают на то, что в картине «Диана со спутницами» прослеживается влияние Карела Фабрициуса или Рембрандта. В своей картине «Диана и ее спутницы» голландский художник изобразил Диану в компании с четырьмя спутницами на краю леса. В сравнении с другими художниками, которые изображали богиню и ее компанию во время «женской вакханалии», интерпретация Вермеера более целомудренна, с минимумом оголенных частей женского тела. Манера расположения фигур на картине имеет отсылки к творчеству голландского художника — Ван Лоо и его варианта картины «Диана со спутницами» (1650). Благодаря этому, некоторые эксперты склонны предполагать, что оба художника совместно обучались во время проживания в Амстердаме.

Сюжет купания Дианы со спутницами в ручье довольно популярный в творчестве художников эпохи возрождения, барокко, маньеризма. История о том, как принц Актеон, который охотился в лесу и наткнулся на купающихся в ручье нимф во главе с Дианой, впервые упоминается в «Метаморфозаф» Овидия. Девушки помогают богине снять одежду, омывают ее ноги. После того, как подглядывающий юноша был раскрыт, Диана спрятать за спинами нимф, предварительно обрызгав его водой из ручья приговаривая проклятья. Актеон был превращен в оленя и его разорвали собственные собаки, с которыми ранее он прибыл на охоту.

Поделиться