Карл Брюллов «Диана, Эндимион и Сатир», 1849

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Романтизм

К.П.Брюллов на протяжении своей творческой деятельности постоянно обращался к мифологическим сюжетам. Но в годы развития и утверждения идей «натуральной школы» картины Брюллова «Спящая Юнона», «Диана и Эндимион» подвергались порицанию, так как, по мнению критики, «уводили» от больших задач искусства.

Картина «Диана, Эндимион, Сатир» 1849 г. была написана на сюжет эротической новеллы итальянского поэта XVIII века Джамбаттиста Касти.

Миф о прекрасном Эндимионе, пленившем богиню Диану, был популярен в русском искусстве. К нему еще до Брюллова обратился А.И.Плещеев. Он посвятил ему стихотворение «Эндимион» (1835-36):

-Ты спал, о юноша, ты спал,-
Когда она, богиня скал,
Лесов и неги молчаливой,
Томясь любовью боязливой,
К тебе, прекрасна и светла,
С Олимпа мрачного сошла .

Плещеев значительно смягчил элемент эротики. Брюллов же его подчеркнул. Тема настолько привлекла живописца, что он сделал повторение и скульптурную группу. Картина хранится в коллекции Третьяковской галереи. Повторение с нее было приобретено в собрание Пермской художественной галереи из частной коллекции Москвы.

Художественный критик В.Стасов очень строго оценил картину «Диана, Эндимион и Сатир», отметив «содержание поверхностное, несерьезное в соединении с насмешкой и карикатурой…и с грубой непристойностью». С картины была сделана литография А. А. Козловым. Но даже цензура сочла ее непристойной и потребовала «не выставлять в окнах магазинов».

Поделиться