Густав Климт «Дама с веером», 1918

Частная коллекция

Модерн

Смерть матери в 1915, оказалась для Климта наиболее чувствительным ударом судьбы за все годы его жизни. Живопись, представлявшую для художника наибольшую ценность в жизни, он не бросил, резких стилевых изменений в творчестве тоже не произошло, но мрачные мотивы в ряде произведений, все-таки были заметны. К счастью, этот период длился недолго, и волшебство природы и, конечно же, обворожительные женщины, чарующе засияли в новых полотнах Климта.

Сюжеты с доминированием женщины то исчезали, то появлялись, но полумифические существа, от одного взгляда которых мужчины превращались в безвольных рабов, остались в прошлом. Может быть, Климт уже перестал «бояться» этой дикой, непредсказуемой, иногда гибельной энергии, которую он видел в женщине, и наконец-то разглядел в ней что-то более интригующее?

Картина «Дама с веером» принадлежит к поздним работам Климта, но в ней, как и в ряде прежних произведений, можно найти не только изысканный эротический подтекст, но и много психологических моментов, интересных ценителям творчества художника.

Изящные благородные изгибы тела, утонченная элегантность, мудрость и отрешенность, сквозящая только в едва заметной улыбке. Тело, открытое соскользнувшим кимоно, будто бы показывает освободившуюся, полуобнаженную душу земной богини. И этой обнаженности она не замечает, ей нечего бояться, ей ничего не жаль, она не хочет ничего скрывать.

Веер, который прикрывает грудь, держит расслабленная рука. Дама прекрасна… и она не здесь. Может быть, женщина в своих воспоминаниях, а может, в своих мечтах и фантазиях, которые волшебны. Может, именно эти грезы причудливым фоном отобразил Климт.

Невероятные, невиданные цветы – это тот мир, где сейчас находится чарующая красавица.

Ни одного откровенного штриха, ни одного смелого момента, только женская грация, достоинство и красота, но какой же эротичностью, желанностью, каким влечением дышит все полотно.

Поделиться