Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Черёмуха в стакане», 1932

Русский музей, Санкт-Петербург

Символизм

Обращаясь к жанру натюрморта, Петров-Водкин обычно внимательно исследовал разнообразие предметных форм. И в этой работе он остаётся верен своим пристрастиям. Здесь же и характерный для живописца приём противопоставления разных по фактуре поверхностей: матовой — коробок спичек, скатерть, цветы черёмухи, обложка журнала, конверты писем и гладкой, блестящей, созданных человеком вещей из стекла, металла и фарфора. При этом Петров-Водкин обращается к ранее уже «испробованным» предметам: стакану, спичечному коробку, блюдцу. Доминирующий в колорите «Черёмухи» контраст синего и красного восходит к основным цветам знаменитой «трёхцветки» мастера.

Разложенные и расставленные на столе предметы художник рассматривает сверху, так что их расположение поддается точной фиксации и они видны «как на ладони». Особая четкость изображения, в котором предметы как бы названы по очереди и не заслоняют друг друга, рождает почти физическое чувство радости от созерцания картины. Полированные грани чернильницы и стакан с веткой черёмухи усложняют видимое изображение, позволяя взглянуть на него с невидимой художнику стороны. Непритязательный по набору предметов, натюрморт несёт в себе приметы сурового времени, в которое он был написан.

Поделиться