Эдуард Мане «Большой канал. Венеция(Голубая Венеция)», 1875

Импрессионизм

Музей Шербурна, США

Это полотно, вошедшее в ретроспективную выставку Э. Мане в Школе изящных искусств в 1884 г., было увидено его современником критиком Джозефом Пеладоном, который писал: «Необычайно маленькое полотно представляет уголок Большого канала Венеции. Вода и небо — цвета индиго, белые швартовые столбы перевиты синими полосами. Эта симфония, где голубой — главный цвет не кажется нелепым и нереальным. Я видел венецианские полдни точно такого же цвета; но Мане преувеличил впечатление почти до фантастического уровня. За этими усилиями несчастного человека, который был влюблен в прозрачные тона, узнаешь его поиски света, его исключительный идеализм…» Главный канал. Венеция — Деталь: Гондольер

Здания на заднем плане картины написаны нереально, кажутся взятыми из воображаемого Средиземноморья. Мане совершил поездку в Венецию осенью 1875 г. со своей женой и художником Джеймсом Тиссо.
Этот всемирно известный город-музей, таинственный и незабываемый, со струящимися улицами-каналами, главной из которой является Большой канал, вызывал во все века восторг у поэтов, музыкантов, художников от Байрона до Фосколо, от Каналетто до Кановы и Вагнера.

Большой канал — то прозрачный и спокойный, то вздымающийся пеной, то угрюмый, в зависимости от колорита неба и от сезона — художник запомнил как живой, играющий солнцем неповторимый облик очаровательной Венеции.

Поделиться