Зинаида Серебрякова «Баня», 1913

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1913 году Серебрякова работала над многофигурной композицией «Баня». Она изобразила обнаженных женщин без прикрас, черты идеализации появились в ее творчестве позже. Живописными средствами художница передала мягкость чистого женского тела. У этих моделей не спортивное сложение, в них нет жесткости, резкости. Простая композиция, обобщенная форма, плоскости локального цвета монументализируют, укрупняют образы.

Созданию образов, несомненно, способствовало обращение к классическому искусству прошлого. Но картина не ретроспективна. От классики шли поиски пропорций, строгой пластики форм. Это дало возможность выявить в облике натурщиц, далеком от совершенства, черты идеального и сохранить при этом ощущение жизненной непосредственности изображенной сцены.

«Баня» имеет композиционные и колористические сложности, но без этого опыта русское искусство не обогатилось бы таким безусловным достижением, как эскизы росписи Казанского вокзала.

Поделиться