Рембрандт Харменс ван Рейн «Аман узнает свою судьбу» («Давид и Урия»), 1665

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Барокко

«Аман узнает свою судьбу» («Давид и Урия»?) – картина исторического жанра. Ее сюжет восходит к Ветхому Завету, но существуют два мнения по поводу того, какой библейский эпизод здесь представлен (отсюда два названия). Версия истории о царе Давиде и его полководце Урии возникла в XX в. Полюбив Вирсавию – жену Урии, Давид отправил ее супруга на войну с письмом к военачальнику – приказом послать Урию на верную гибель. В этом случае, на первом плане картины изображен Урия, персонажи в глубине – царь Давид в короне и пророк Натан. Однако такому истолкованию противоречит отсутствие письма в руке главного героя.

В XVIII и XIX вв. картину называли «Падение Амана». Версия истории Амана и ныне считается более обоснованной. Аман, высокопоставленный советник персидского царя Артаксеркса, затаил зло на иудеянина Мардохея за то, что тот не кланялся ему, и задумал из мести истребить всех иудеев в персидском царстве. Этот замысел разрушила Эсфирь – родственница Мардохея, взятая царем в жены. Рембрандт изобразил, очевидно, тот момент, когда царь приказывает Аману оказать особые почести Мардохею – вывести на площадь царского коня с восседающим на нем иудеянином в царских одеждах.

На первом плане – царедворец, ошеломленный полученным приказом, в глубине – увенчанный царской короной Артаксеркс и старец Мардохей. Помертвевшее лицо Амана, его прикрытые тяжелыми веками глаза и прижатая к груди рука говорят о том, сколь он потрясен крахом задуманного и предчувствием собственной гибели. Напряженный, горячий красный цвет его роскошного одеяния созвучен испепеляющим душу злодея эмоциям.

Поделиться