Густав Климт «Актер придворного театра Йозеф Левински в роли Дона Карлоса»,1895

Австрийская галерея Бельведер

Модерн

В 1895 Климт вновь обратился к теме театра в произведении «Актер придворного театра Йозеф Левински в роли Дона Карлоса» (Австрийская галерея Бельведер, Вена). Здесь мы снова наблюдаем почти фотографическую точность передачи индивидуальных черт лица, характерного для художника.

Глухой фон не несет смысловой нагрузки, а лишь «представляет» героя. Для привнесения в полотно символическою подтекста автор использует широкую бордюр-раму, обрамляющую картину. Театральный софит намекает на принадлежность портретируемого миру театра, а в исходящем из светильника свете возникают зыбкий образ улыбающейся молодой женщины с устрашающей маской в руках и жутковатое мужское лицо за ее спиной. Объяснение этих видений, возможно, нужно искать в драме Шиллера, по которой поставлена опера Джузеппе Верди «Дон Карлос». Так, женщина с маской может олицетворять коварство и предательство одной из ее героинь.

Поделиться